Версия для слабовидящих

Как Вы оцениваете деятельность детского сада?


Консультация для родителей «Музейная педагогика в ДОУ»

Консультация для родителей  «Музейная педагогика в ДОУ»

 

                           Музейная педагогика в ДОУ

                            

Музейная педагогика – достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Изначально термин «музейная педагогика» подразумевал, прежде всего, сотрудничество детского сада и музея. Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать свои собственные мини – музеи, а организация и использование мини – музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности, поэтому музейная педагогика рассматривается как инновационная педагогическая технология.

     Музей для взрослого – это место, где хранится поистине бесценное культурное наследие, а для малыша это, прежде всего, мир пока неизвестных ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребёнку, и есть наша задача.

Конечно,в условиях детского сада невозможно создать полноценную экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому мы и создаем «мини-музеи» ,которые будут способствовать развитию у дошкольника собирательной, исследовательской созидательной и познавательной деятельности.

Кроме того, музей - это еще и прекрасная среда, в которой организуется нравственно- патриотическое воспитание  дошкольников. Но, чтобы вос­пользоваться ее помощью, необходимо следовать неким правилам и постулатам

 

Правило первое.
К посещению любого музея необходимо серьезно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные впечатления и знания.

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

На предваряющих музейное посещение занятиях в детском саду педагог должен раскрыть своим питомцам смысл такого непростого феномена, каким является музей, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. «Говорящий» предмет помогает раскрыть сущность абстрактного культурологического или философского понятия («время», «культура», «музей», «памятник», «реликвия» и т.д.), объяснить сложные закономерности. В стенах музея маленькие посетители вместе с музейным педагогом продолжают начатый в дошкольном учреждении разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.

«Бабушкины чердаки и сундуки», се­мейные альбомы и реликвии - незамени­мые помощники в изучении истории и культуры. К тому же в распоряжении педа­гога имеется большой выбор видеоматери­алов и других иллюстративных материа­лов, открывающих богатейший мир кол­лекций российских и зарубежных музеев.

 

Правило второе.
Необходимо четко осознавать конечную задачу своей дея­тельности
 - формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою от­ветственность не только за его сохра­нение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Правило третье.
Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе знания и учета особенностей детского восприятия, строгого следова­ния психолого-педагогическим принци­пам, разработанным отечественными и зарубежными специалистами

 

Я слышу - и забываю.

Я вижу - и вспоминаю.

Я делаю - и постигаю.

 

 Музейная педагогика в детском саду призывает дать ребенку возмож­ность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию,  делать выводы и осуществлять свой выбор. Изучив эти и другие исследования, оте­чественные специалисты в области музей­ного образования сделали для себя единственный вывод: лишь апеллируя к эмоцио­нальной сфере детей, мы вправе говорить о решении сложнейшей психолого-педагоги­ческой задачи - включении общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир каждого ребенка. Иными словами, главный методический принцип музейной педагогики совпадает с главным принци­пом ценностного освоения действительно­сти:

«Ценностям нельзя научиться, цен­ности необходимо пережить».


 Правило четвертое.
Музейное образование предполагает необходимость четкой, структурно и содержательно  выверенной программы.

Формирование у ребенка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабженных соответствующими творческими заданиями, маршрутными листам и др., на основе специальных музейно-образовательных программ, в которые включены музеи разного профиля. К таким программам относятся: «Музей и культура», «Предметный мир культуры», «Музей и окружающий мир», «Здравствуй, музей!»; в них каждая тема или раздел курса комплексно освещается под разными углами зрения на основе музейного, предметного материала.


Правило пятое.
Познание истории, культуры, окружающего мира должно

приносить радость. Тогда исторические и культурологичес­кие факты, великие имена, стиль, вкусо­вые ориентиры эпохи - то, что составляет понятие «чувство времени», - останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.

Комментарии